План урока самопознания
Школа: Урюпинская средняя школа
Дата:
Тема: «Истоки
уважения»
№ Урока
Ценность: праведное поведение
Качества: уважение, взаимоотношение, ответственность
Педагог: Шенжанова Н.Н
Класс:8 Кол-во уч-ся_______
Цель: · расширить и углубить представления учащихся об истоках уважения через ценность праведного поведения; Задачи: · образовательная: раскрытие бережного уважения к окружающим: к себе, другим; · развивающая: развитие бережного взаимоотношения к окружающим людям; · воспитательная: воспитание чувства ответственности к себе, к другим людям через проявления доброго к людям, любви к себе.
|
Ресурсы Музыка на минутку тишины, музыка к песни. Ватманы, фламастеры. |
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. «Отдых у моря» Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Если сесть возможность, откиньтесь на спинку стула. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза… Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и спускается в середину груди. В середине груди находится бутон Цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространятся по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Свет становится интенсивнее и ярче, и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющими кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное недопонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду … Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете… Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя. Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. - Ребята, а может кто-то хочет поделиться своими впечатлениями? - Расскажите, что вы представляли, а может кто-то даже увидел картины? 2. Проверка домашнего задания. 1.Прочитать стихотворения Л. Шикиной об уважении. Стр. 86 учебника. Ответить на вопросы после стихотворений: - что значит проявлять уважение к человеку? - за что можно уважать человека? - что значит уважать себя? - кто из лит. Героев заслуживает вашего уважения? Почему? - кого из известных вам людей вы уважаете? Расскажите об этом человеке. 2. Стр. 33,задание №1 в тетради Самопознания: - прочтите высказывание о человеке, достойном уважения. Согласны ли вы с ним? - сформулируйте свое определение . |
Анализ хода урока |
3. Позитивное высказывание (цитата) "От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения…"-Мишель Монтень Вопросы для обсуждения: - что значит, по вашему, недостаток уважения к себе»? - что значит, по вашему излишнее к себе уважение? - почему от этих проявлений характера происходят пороки? Объясните это на примере из своей жизни. |
|
3.Рассказывание истории. Подарок учителя. Притча об уважении. (Хинг Ши) Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её сбалансированность и чистота невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: — Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих отношениях? Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и её отражения в озере, сказал:— Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, — мечтательно сказал ученик и грустно добавил, — но разве такое возможно?— Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга. Немного помолчав, мудрец добавил:— Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности. Беседа. 1. Кто герои этой притчи? Что произошло в этой притче? 2. Почему Хинг Ши сказал, что ответ ученика не верен? 3. Что, по мнению Учителя уважение? 4. Что, по вашему мнению, уважение права другого человека на выражение своей индивидуальности. 5. В чем проявляется способность видеть и уважать личность в другом человеке? 6. Встречались ли вы в своей жизни с людьми, которые способны видеть и уважать личность в другом человеке? Расскажите об этом. |
|
5.Творческая деятельность, групповая работа. ЗАДАНИЕ: создать плакаты по группам для раскрытия темы: «В чем заключается необходимость уважения к: 1. Жизни на Земле и Жизни человека. 2. «Своей собственной жизни и жизни родителей». 3.«К обществу и знаниям». 4.«Времени и труду». Презентация кластеров учеников. Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного. Проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного. Проявляйте уважение к тем, кто, на ваш взгляд не достоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения. |
|
6. Домашнее задание. 1) Прочитать на стр. 67 рассказ Валерия Суслова о новом ученике в классе. Ответить на вопросы в конце рассказа: 1. Могло ли произойти такое в нашем классе? 2. Придумайте окончание рассказа. 3. Какие качества человека вызывают уважение у окружающих. 4. Вспомните тему прошлого урока «В зеркале дружбы», какие человееские качества проявляются и в дружеских и в уважительных отношениях? |
|
7. Групповое пение 2. Песня «Совершите чудо» сл. М. Пляцковского, муз. Е.Птичкиной Землю обмотали тоненькие нити: Нити параллелей и зеленых рек… Совершите чудо: руку протяните- Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек! Совершите чудо: руку протяните- Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек! Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От веселой шутки тает даже снег, Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и весёлым хмурый человек! Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и весёлым хмурый человек! Мы не зря мечтали о волшебном чуде, Пусть планету кружит всемогущий век, Совершите чудо: пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек! Совершите чудо: пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек! |
|
8. Заключительная минута тишины. А теперь, пожалуйста, сядьте удобно, расслабьтесь, спины ровные, глаза закрыты. Вспомните все то, о чем мы с вами говорили на уроке, что особенно запомнилось. Как вы представляете себя, своё уважительное отношение к окружающим после этого урока. Я желаю, чтобы вы были счастливы, и в первую очередь от осознания того, что кто-то уважает вас. Мы с вами очень хорошо потрудились. Спасибо за урок! |
|