Тема. Говорим о героях рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Здравствуйте. Я рада видеть вас. У меня сейчас случилась неприятность: рассыпалась тема урока.( Говорим, Л.Н. Толстого, рассказа, о, «Кавказский пленник», героях)
Помогите мне. (Собирают тему)
С какой целью вы пришли на урок? (Ставят цель)
Моя цель: организовать деятельность, чтобы вы могли оценивать поступки героев, делать выводы…
Приём «Шаг за шагом»: сделали шаг- назвали героя рассказа.
*Кто из героев тебе понравился? Почему?
* Кто из героев тебе не понравился? Почему?
2. Приём «Верю- не верю»
№ |
Утверждение |
Верю |
Не верю |
1 |
Письмо Жилину написала жена |
||
2 |
Жилин купил себе лошадь за 1000 рублей |
||
3 |
Абдула подарил Жилину старый бешмет за то, что Жилин починил ему часы |
||
4 |
Встретили в лесу Жилин и Костылин при первом побеге оленя |
||
5 |
Жилин лечил заболевшего татарина водой с песком |
||
6 |
Помог Жилину бежать из плена Абдула |
||
7 |
Сумму выкупа за себя указал в письме Костылин 5000 рублей |
||
8 |
Слова Жилина: А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак. |
||
9 |
Собаку хозяина-татарина звали Грозный |
||
10 |
Жилин после освобождения из плена уехал на родину повидаться с матерью |
Как называется рассказ?
А поймём, почему он называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», выполнив исследовательскую работу.
3.Исследовательская работа с текстом.(Работа в паре)
Выпишите глаголы, передающие поведения Жилина в плену. Как характеризуют героя его действия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Исследовательская работа с текстом.(Работа в паре)
Выпишите глаголы, передающие поведения Костылина в плену. Как характеризуют героя его действия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Исследовательская работа с текстом.(Индивидуальная работа)
Найдите в тексте сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Какие чувства испытывает герой?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как глядела Дина на Жилина? (с.274)
Изменилось ли её отношение к Жилину?(с. 291-292)
Как Жилин называет Дину?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выразительное чтение описания ночи (с.294) от слов …Перекрестился Жилин….до слов «Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать»
*Как передана стремительность движений героя?
5. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Вгляделся –видит: ружья блестят, казаки, солдаты» Стр. 295
*Назовите глаголы, которые передают состояние Жилина и атмосферы всего происходящего.
6. Подумайте и скажите: « О чём меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
- вы достигли своей цели?
7.Д\з Кроссворд и пословицы
- Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, смелыми, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких, не бояться брать ответственность на себя.
Клышпекова Г.А. - учитель русского языка и литературы